Кошка Ночной Луны. Morgenmuffel
ЭКОНОМИКА РОЖАВЫ


Большинство аналитических материалов, посвященных Сирийскому Курдистану, обычно затрагивают политическую или военную проблематику. Экономическое положение автономии всегда остается на последнем плане. Если вспомнить крылатую фразу Ленина: «Политика – это концентрированная экономика», можно сказать, что большинство текстов по курдской проблеме представляют собой жидкую кашу из пропагандистских штампов и геополитической зацикленности на том, какая сверхдержава сможет эффективнее использовать курдов в своих интересах.
На наш взгляд, Курдская революции в Сирии имеет важнейшее самостоятельное значение, и потому требует тщательного экономического анализа. Ведь только при его наличии можно получить адекватный ответ на вопрос: какое будущее ждет Рожаву?
В свою очередь, анализ экономики может базироваться только на имеющейся в нашем распоряжении статистике. Однако, экономической статистики по Сирийскому Курдистану на сегодня практически нет. Поэтому, в настоящем исследовании мы вынуждены опираться на опубликованные статистические данные, которые касаются отдельных отраслей экономики.

Рожава – это конфедерация трех кантонов общей площадью 18 300 кв. км., расположенных на севере Сирии: Африн, Кобани и Джазира. Кантоны существуют в виде анклавов и пока не имеют между собой непрерывной границы. В курдской автономии отсутствует понятие федерального центра. Все кантоны равны между собой и обладают широким самоуправлением. Самый крупный кантон Джазира осуществляет координацию военной и внешнеполитической деятельности Рожавы.
До войны численность курдов на север Сирии оценивалось цифрой 2,5 млн человек. В ходе гражданской войны в Сирии около 4 млн. сирийцев покинули страну, 7,6 мл.н сирийцев лишились крова, но остались в стране.
Многие люди нашли убежище в Рожаве, в связи с этим население автономии несколько выросло и составляет около 3,5 - 4 млн человек.
По этническому составу население кантонов состоит из курдов (70 %) арабов, ассирийцев, армян и чеченцев.
Арабская весна и курдское восстание в Сирии имеют один источник – народное недовольство социально-экономической и национально-конфессиональной политикой правящего режима. Несмотря на общие причины восстания, эти движения существенно разошлись в своих целях. Если антиасадоваская оппозиция в своем подавляющем большинстве скатилась к религиозному фундаментализму, Рожава, испытывая серьезные трудности, демонстрирует удивительный пример принципиально иного общества, которое открыто стремится к светскости, интернационализму и социальному равенству.

С самого начала Курдская революция опиралась на мощное низовое движение, которое стремилось не только к политическим, но, преимущественно, к социально-экономическим переменам. В то время, как лидеры Арабской весны, в конечном итоге, свели все проблемы страны к фигуре Башара Асада – в чем и заключалась одна из основных слабостей арабской буржуазной оппозиции.
Политическое устройство Рожавы представляет собой систему советов, которые выстраиваются по вертикали: снизу – вверх. Уличные советы формируют городские, городские – районные, и так далее, по цепочке. Таким образом, принцип формирования управленческих структур Рожавы совершенно противоположен как буржуазной демократии с ее парламентской говорильней, так и диктатуре, с ее лидером-полубогом на вершине властной пирамиды.
Важно понимать, что советы существовали в курдской автономии до начала Сирийской революции. На уровне улиц и отдельных кварталов происходили собрания жителей, которые решали свои насущные проблемы. Задолго до возникновения автономии происходило медленное вытеснение официальной власти за счет того, что жители пытались решать многие вопросы собственными силами, не обращаясь к государству в качестве верховного арбитра. Власти всячески преследовали участников советов, но им не удалось искоренить эти новые институты самоуправления.
С момента провозглашения автономии советы стали той политической основой на базе которой начала развиваться Курдская революция. Принцип создания руководства автономии прописан в общественном договоре, который является своеобразной конституцией Сирийского Курдистана. В частности, там говорится:
«Источником власти и суверенитета является народ, который осуществляет свою власть через выборные институты и органы, которые не противоречат общественному договору демократического самоуправления»
Если обобщить все вышесказанное: Рожава пытается построить аграрно-кооперативный социализм. В результате революционных преобразований было обобществлено около 2/3 всей крупной частной собственности. Была выстроена широкая система советов и кооперативов, которые позволили простым людям принять активное участие в политической и экономической жизни. Самоуправление автономии целенаправленно снижает цены на товары первой необходимости, делая их доступными для бедняков. Курдская революция очень высоко подняла положение женщины, сделав ее активным участником Курдской революции. Джанет Биэль делает несколько утрированное, но интересное замечание: «Женщины для этой революции – это то, чем был пролетариат для марксистко-ленинистских революций прошлого века». Самоуправлением было введено бесплатное начальное и среднее образование. Предпринимаются усилия по созданию новой системы здравоохранения. Автономия стала убежищем для многих беженцев, которые не были отторгнуты курдами. Это краткий перечень завоеваний революции в Рожаве.
Самые главные слабости курдских кантонов – это аграрный характер экономики (70%) и экономическое эмбарго.
На наш взгляд, в нынешнем формате экономика Рожавы не имеет больших перспектив. Ни одна страна в мире не заинтересована в том, чтобы развивать экономику курдских кантонов. Поэтому курдам, как и на протяжении всей истории, приходится надеяться только на себя.
Аграрный характер курдского севера позволяет ему избежать голода, но это только полбеды. Политическая независимость всегда опирается на сильную, передовую промышленность. Какие бы крупные ошибки не совершили в прошлом коммунисты, они были правы в одном: без сильной промышленной индустрии социализм сомнут.
Экономическое эмбарго курдских кантонов основано на сговоре между Турцией и кланом Барзани. Наивно думать, что какие-либо увещевания с чьей-либо стороны побудят этих стратегических союзников открыть ворота для экономической помощи Рожаве. Единственный выход – региональная революция. Де-факто курдские силы самообороны уже несколько месяцев сражаются против турецкой армии на юго-востоке страны. Многомиллионная курдская община в Турции – это кадровый резерв Рожавы. И это прекрасно понимает Эрдоган.


(с)prometej.info/blog/ekonomika/ekonomika-rozhavy/

@темы: Есть мнение, На подумать, Курды, Сирия