13 декабря 2015 года экипаж российского сторожевого корабля «Сметливый», находившийся в 22 километрах от греческого острова Лемнос северной части Эгейского моря, предотвратил столкновение с турецким сейнером, сообщает Управление пресс-службы и информации Минобороны России.
«В 9:03 по Москве вахтенная служба корабля обнаружила на расстоянии около 1 тыс. метров турецкое судно, приближающееся к стоящему на якоре СК “Сметливый” с правого борта», — рассказали в военном ведомстве: «Несмотря на многочисленные попытки “Сметливого” экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет».
При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей,
по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие.
Как отметили в ведомстве, сразу после этого турецкое судно резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо СК “Сметливый” на расстоянии 540 метров. «В связи с происшедшим в Эгейском море инцидентом заместителем министра обороны РФ Анатолием Антоновым в Минобороны России вызван военный атташе при посольстве Турции в России.
(С)
СК "Сметливый" ЧФ РФ
ТТД:
Водоизмещение: 4460 т.
Размеры: длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м.
Скорость полного хода: 39 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.
Вооружение до модернизации: 2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК "Волна" (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 4 реактивных бомбомета РБУ-1000
Вооружение после модернизации: 2х4 ПУ противокорабельных ракет Х-35 "Уран", 1х2 76-мм артустановка АК-726, 2х2 ЗРК "Волна" (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000
Экипаж: 22 офицера, 244 старшин и матросов.
История корабляИстория корабля:
Большой противолодочный корабль пр.61М
Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов.
В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь - модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на 100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г.
Для привода главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер". В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).
Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным. Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.
Находясь на главном командном посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия. В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях, управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов дистанционного управления.
Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.
Таким образом впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-ти узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец н крейсер.
Борльшой противолодочный корабль "Сметливый" 15.07.1966 г. был заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской №1710), спущен 26.08.1967 г. и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 25.09.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав Черноморского Флота.
06-12.03.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия),
26.09-01.10.1973 г.- в Сплит (Югославия),
09-13.08.1974 г. - в Варну (Болгария),
26.06-01.07.1980 г.- в Тунис.
19.02.1987 г. был поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 01.06.1992 г. корабль был переклассифицирован в сторожевой корабль (СКР),
"Сметливый" был модернизирован в 1990-95 гг. по пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300 "Кайра", антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника. На корабле демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР. А в 2002 г. на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”.
Несмотря на почтенный возраст, корабль весьма активно используется в боевых службах Черноморского флота.
В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.
В 2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске.
В период 30.10-19.11.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях "Иониекс-2011" в Средиземном море.
В период с 01.04.2012 г. по 31.05.2012 г. корабль выполнял задачи в восточной части Средиземноморья, в непосредственной близости от берегов Сирии, с деловым заходом посетил сирийский порт Тартус, прошел более 11000 морских миль.
В период с 10.07.2012 г. по 30.07.2012 г. "Сметливый" в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота участвовал в масштабных морских учениях трех флотов - Черноморского, Северного и Балтийского - в акватории Средиземного моря, совершив заход в кипрский порт Лимассол.
В период с 18.10.2012 г. по 05.02.2013 г. корабль находился в составе соединения кораблей и судов в Средиземном море, принял участие в совместных учениях с ВМС Италии "Ионекс-2012". За это время "Сметливый" посетил порты Кипра и Греции.
В период с 12.09.2013 г. по 08.02.2014 г. в течение пяти месяцев корабль выполнял задачи в различных районах Средиземного моря, пройдя за это время более 22 тыс. морских миль. В походе "Сметливый" принял участие в мероприятиях "Русской недели на Ионических островах", представлял Россию в двустороннем российско-итальянском военно-морском учении "Иониекс-2013", взаимодействовал с кораблями и судами Северного и Балтийского флотов, входящих в состав постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море, совершил заходы в порты Греции, Италии, Франции и Мальты.
С по 30.04 по 16.09.2014 г. корабль находился в составе постоянного соединения ВМФ РФ в Средиземном море.
"Сметливый" - последний корабль из серии "поющих фрегатов", оставшихся в строю отечественного ВМФ.
В настоящее время находится в составе 11-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.АПД При перестановке буровых установок «Черноморнефтегаза» на пути следования каравана судов появилось «неустановленное торговое судно под турецким флагом». Корабль не уступил путь каравану, идущему перекрестным курсом, и предпринял попытку остановиться на пути его следования. Кроме того, экипаж турецкого судна игнорировал радиовызовы российских моряков.
Катер погранслужбы ФСБ России и ракетный катер Черноморского флота заставили турецкое судно, которое пыталось препятствовать буксировке буровых установок изменить курс. Две буровые установки были благополучно, несмотря на сильный шторм, доставлены с Одесского газового месторождения в территориальные воды РФ.
(С)При этом
По указанию главы республики Сергея Аксенова буровые установки «Черноморнефтегаза» были перевезены с Одесского газового месторождения к берегам Крыма из-за повышенной террористической угрозыКроме настойчивой проверки наличия шаров в шароварах у ВМС РФ со стороны бывших "турецких партнеров", отдельно стоит отметить, что не прошло и двух лет после "революции гидности", как проклятые москальские оккупанты удосужились прекратить добычу газа с Одесского газового месторождения...АПД 2 Представитель Погранслужбы ФСБ по Крыму назвал штатной ситуацию нахождения турецкого судна рядом с караваном с буровыми установками: «Обыкновенная, штатная ситуация. Согласно морским правилам, суда должны уступать место каравану. Каравану очень тяжело сдвинуться со своего курса, гораздо труднее, чем одному кораблю. Привлечь внимание турецкого судна удалось тогда, когда выпустили ракетницы. Турецкий корабль предпринял меры, и дальше спокойно разошлись». Дистанция расхождения составила более 2 морских миль.