"Газпром" может потерять свой крупнейший актив в Турции. Турецкие власти в начале декабря по подозрениям в связях с организацией Фетхуллаха Гюлена де-факто национализировали Akfel Holding — крупнейшего частного импортера газа в стране, в котором владеют долями "Газпром" и Газпромбанк. Попытки монополии установить диалог с турецкими властями пока не увенчались успехом, хотя именно сейчас должны идти переговоры о цене поставок газа частным импортерам в 2017 году. В результате новый газовый спор с Турцией выглядит почти неизбежным.
Доли "Газпрома" и Газпромбанка в Akfel Holding, крупнейшем частном импортере российского газа в Турцию, были де-факто национализированы, рассказали источники, знакомые с ситуацией. О том, что власти Турции взяли под контроль и сменили совет директоров Akfel Holding, сообщал ICIS Heren 6 декабря, но тогда статус российских инвестиций был неясен. Теперь, по словам источников, близких к акционерам Akfel, турецкий Фонд страхования вкладов (TMSF) неформально сообщил им, что "выполняет функции акционеров". В "Газпроме" и Akfel отказались от комментариев.
Крупнейшие структуры Akfel Holding — Akfel Gas (контракт с "Газпромом" на 2,25 млрд кубометров газа в год), Avrasia (0,5 млрд) и Enerco (2,5 млрд). В последних двух компаниях 60% владеет СП Akfel и Газпромбанка. Другие 40% в Enerco принадлежат австрийской OMV. У группы "Газпром" есть также миноритарный пакет в Akfel Holding. Кроме того, у "Газпрома" опцион на покупку 50% в Akfel Gas, но сделка, начатая в 2014 году, не закрыта из-за отсутствия одобрения турецкого регулятора. В целом на компании группы Akfel приходится 55% в портфеле поставок "Газпрома" частным турецким импортерам и примерно 20% от всех поставок российского газа в Турцию. (С)
Речь идет не о национализации, а об изменении системы контроля. Это событие не ставит газовое сотрудничество между Москвой и Анкарой под угрозу, заявил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Это больше внутриполитическое событие в Турции. Сотрудничеству «Газпрома» и Анкары по участию в строительстве «Турецкого потока» ничто не угрожает. Тем более, оно так долго выстраивалось. По крайней мере, это событие не будет являться основанием для изменения позиции. Я бы вообще не говорил о национализации - это просто изменение системы контроля в компании Akfel Holding. То есть активы никуда не переходили».
Член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии Рустам Танкаев заявил, что национализация российского имущества в Турции – действие недружелюбное: «Я никак не могу поверить в это и понять, что там произошло. Это странно, потому что Турция предпринимает максимум усилий для улучшения отношений с Россией. На этом фоне убийство посла и одновременно национализация российского имущества – это совсем не понятно».
В понедельник правительство РФ внесло российско-турецкое соглашение по проекту газопровода «Турецкий поток» для ратификации в Государственную Думу. «Газпром» планирует протянуть по дну Черного моря четыре нитки газопровода для обеспечения поставок российского газа в Турцию и для его транзитной транспортировки в Европу. (С)